Идентификация клиента онлайн и офлайн: как устроен закон об обязательной проверке личности
Удалённую идентификацию и верификацию внедряют уже не только крупнейшие российские и глобальные организации — авиакомпании (United, EasyJet) или сервисы совместного потребления (Airbnb), но и сравнительно небольшие фирмы — финтех индустрия (Tokenbox, Zerion), каршеринги и райдшеринги (YouDrive, BeepCar). Рассказываем, что такое и зачем нужна проверка документов, удостоверяющих личность, и другие способы верификации онлайн.
Что такое удалённая идентификация
По закону 115-ФЗ компания обязана идентифицировать клиента перед любой финансовой операцией с ним. Цель введения таких процедур — борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Какие типы данных требует подтверждать закон:
- полное имя,
- гражданство,
- дата и место рождения,
- реквизиты документа, удостоверяющего личность.
Какие типы данных требует подтверждать закон:
- банки;
- участники рынка ценных бумаг;
- страховщики;
- ломбарды;
- букмекеры;
- финтех-компании и пр.
Юридическая сила: упрощённая идентификация и полная
Существует два типа идентификации — упрощённая и полная. Они отличаются глубиной проверки и перечнем сведений, которые обязана проверить компания.
Упрощенная идентификация клиента относится только к операциям частных лиц на сумму до 15 000 рублей и не предполагает уточнения информации о связанных с ним контрагентах. Не потребуется клиенту и раскрывать данные о целях своей деятельности и проведения конкретной финансовой операции. Упрощенную идентификацию можно проводить в электронном виде по цифровым копиям документов без физического присутствия пользователя. Это сильно упрощает процесс как для организации, так и для самого клиента.
Что еще регламентирует закон об упрощенной идентификации: человек не должен вызывать подозрений, а смысл финансовой операции должен быть прозрачным, то есть не должен вызывать подозрений, что цель упрощенной идентификации заключается в избежании расширенной проверки.
Для полной идентификации клиента обязательно его личное присутствие и наличие оригиналов документов или нотариально заверенных копий.
Тема удалённой идентификации клиентов, KYC и AML-процессов тонкая и сложная, поскольку очень быстро меняются технологии и законодательство. Если вы хотите, чтобы ваши процессы работали как часы, задумайтесь об автоматизации. Мы готовы обсудить: [email protected]