Идентификация клиента онлайн и офлайн: как устроен закон об обязательной проверке личности

Удалённую идентификацию и верификацию внедряют уже не только крупнейшие российские и глобальные организации — авиакомпании (United, EasyJet) или сервисы совместного потребления (Airbnb), но и сравнительно небольшие фирмы — финтех индустрия (Tokenbox, Zerion), каршеринги и райдшеринги (YouDrive, BeepCar). Рассказываем, что такое и зачем нужна проверка документов, удостоверяющих личность, и другие способы верификации онлайн.

Что такое удалённая идентификация

По закону 115-ФЗ компания обязана идентифицировать клиента перед любой финансовой операцией с ним. Цель введения таких процедур — борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Какие типы данных требует подтверждать закон:
  • полное имя,
  • гражданство,
  • дата и место рождения,
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность.
Какие типы данных требует подтверждать закон:
  • банки;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • ломбарды;
  • букмекеры;
  • финтех-компании и пр.

Юридическая сила: упрощённая идентификация и полная

Существует два типа идентификации — упрощённая и полная. Они отличаются глубиной проверки и перечнем сведений, которые обязана проверить компания.

Упрощенная идентификация клиента относится только к операциям частных лиц на сумму до 15 000 рублей и не предполагает уточнения информации о связанных с ним контрагентах. Не потребуется клиенту и раскрывать данные о целях своей деятельности и проведения конкретной финансовой операции. Упрощенную идентификацию можно проводить в электронном виде по цифровым копиям документов без физического присутствия пользователя. Это сильно упрощает процесс как для организации, так и для самого клиента.

Что еще регламентирует закон об упрощенной идентификации: человек не должен вызывать подозрений, а смысл финансовой операции должен быть прозрачным, то есть не должен вызывать подозрений, что цель упрощенной идентификации заключается в избежании расширенной проверки.

Для полной идентификации клиента обязательно его личное присутствие и наличие оригиналов документов или нотариально заверенных копий.

Тема удалённой идентификации клиентов, KYC и AML-процессов тонкая и сложная, поскольку очень быстро меняются технологии и законодательство. Если вы хотите, чтобы ваши процессы работали как часы, задумайтесь об автоматизации. Мы готовы обсудить: [email protected]